Детям (и подросткам в особенности) нужно чувствовать свою личную власть – над своей жизнью, над частью окружающего мира. Такая власть исходит из способности влиять на что-либо путем выбора. Дать ребенку возможность самому сделать выбор – один из эффективнейших способов укрепления его чувства личной власти и повышения самооценки.

Дети проявляют личную власть, когда отказываются идти спать, не хотят мыться, устраивают истерики. Чтобы помочь вашему ребенку направить эту энергию в позитивное русло, поддержать сознание собственной компетентности, дайте им возможность выбора позитивных вариантов поведения.

Возможность выбора говорит ребенку, что вы доверяете ему в обучении и взрослении  на собственном опыте со всеми пробами и ошибками. Ребенок почувствует себя более сильным, самостоятельным и будет использовать эту силу на благо, ведь выбор:

— это отличный способ предотвращения потенциального столкновения характеров, борьбы за власть;

— помогает ребенку принимать ответственность за свои действия;

— позволяет ребенку почувствовать власть над самим собой;

— помогает ребенку управлять своим поведением.

Выбор и последствия

Когда вы предоставляете ребенку выбирать свое поведение, вы также даете понять, что у этого выбора будут последствия. Невозможность влиять на собственную жизнь и окружение провоцирует развитие чувства безразличия и безответственности – ведь от тебя ничего не зависит. А с возможностью выбора приходит и осознание того, что с его результатами еще жить дальше.

Используя «выбор и последствия», сначала определите варианты выбора, а потом – последствия каждого из них, к примеру: «Женя, пора убрать игрушки в комнате. Ты можешь сделать это сейчас – тогда мы успеем на вечернюю прогулку – или позже, но тогда на мы уже не сможем погулять на площадке. Что выбираешь?».

Давайте ребенку возможность делать выбор – пусть незначительный – с самого раннего возраста. Можно спрашивать, что он хочет выбрать, когда дело касается:

— одевания («Зайка, какую юбку ты хочешь надеть сегодня?»);

— еды («Саша, ты сегодня хочешь поесть из красной тарелки или зеленой?»);

— игр и прогулок («На какую площадку хочешь пойти погулять сегодня?»);

— купания («Солнышко, пойдешь купаться сейчас или через 20 минут?») – и других аспектов жизни.

Каждый раз, предлагая выбор, вы укрепляете в своем ребенку внутреннюю уверенность: «Я действительно могу выбирать то, что кажется лучшим мне». Это воспитывает чувства независимости и самодостаточности. Родительская мудрость – внимательно наблюдать за всеми перипетиями взросления ребенка, но не вмешиваться импульсивно и слишком часто во все подряд. Позволяя ребенку выбирать, вы даете ему понять, что верите в его способность сделать все самому.

Даже неправильно сделанный выбор может быть эффективен. Если выбор оборачивается катастрофой – пусть и мелкой – ребенок сам пожинает последствия и осознает ошибки, которые сделал.

По сути, совершить выбор и принять последствия – это единственный способ для ребенка познать и почувствовать, что личная его власть над собой может нести как награду, так и разочарование. И, конечно, это – простой способ понять, что последствия выбора оборачиваются вполне конкретными жизненными уроками, что также влияет на осознание личной ответственности.

Дайте ребенку возможность совершать ошибки и жить с их результатами. Это научит его не только тому, что у каждого действия есть последствия, но и еще тому, что мир не рухнет от какого-то не очень продуманного или неудачного решения.

Перевод и адаптация статьи Linda Milo «Child Behavior: Help Your Child Manage Their Own Behavior», опубликованной на сайте brainy-child.com