Снова и снова задаются вопросы: «Как сделать так, чтобы ребенок…
…перестал плакать?»
…сделал домашнюю работу?»
…убрался в комнате?»
…помыл посуду?»
Мы слышим, читаем множество ответов и советов. Но что, если не рассматривать каждую из этих проблем отдельно, а взглянуть на них через призму наших знаний о человеческом поведении?
Ситуации, которые кажутся случайными, единичными, на самом деле укладываются для большинства детей в предсказуемые схемы (паттерны). Если мы понимаем эти схемы, то будем знать, что делать в той или иной ситуации. Рассмотрим пять таких правил – «5 Б» — которые легко запомнить и применять.

1. Будьте позитивны.
Дети, как и все люди, делают что-то по двум причинам: чтобы избежать боли или получить удовольствие. Как родители, мы постоянно лавируем между этими двумя вариантами. Если вы часто прибегаете к негативному сценарию, например, наказанию, чтобы влиять на поведение, ваш ребенок будет делать лишь то, что позволит ему избежать боли – и не больше. Не наказание за плохое поведение, а поощрение хорошего с куда большей вероятностью повысит ваши шансы на эффективное общение с ребенком.
Увидеть и остановить неприемлемое поведение с помощью наказания легко, куда сложнее распознать хорошее поведение – и поощрить его. Конечно, вам нужно делать и то, и другое, но чем больше хорошего вы будете признавать и ценить в ребенке, тем меньше плохого вы будете видеть.

2. Будьте конкретны.
Говорите с вашим ребенком о конкретных поступках. Наказываете ли вы за что-то или хвалите – чем более вы конкретны, тем лучше.
Предположим, ваш ребенок перебивает вас. Обычно в таких случаях злятся и говорят что-то вроде: «Не будь таким грубым», «Какой ты невежливый». Но «грубый» и «невежливый» – это характеристика поведения и самого ребенка, а не его поступков. Куда эффективнее было бы сказать: «Мне не нравится, когда ты перебиваешь меня. В следующий раз дождись своей очереди говорить». Будете ли вы предпринимать дальнейшие действия (вплоть до наказания в соответствии с принятыми в вашей семье порядками) или нет, но фокусироваться нужно на конкретных поступках, а не на интерпретациях и характеристиках.
Вот некоторые примеры:
— хорошая девочка (или мальчик), плохая девочка (или мальчик), грубый, невнимательный, невежливый, наглый, наглый, бестолковый, самоуверенный – это интерпретации, характеристики.
— перебиваешь, кричишь, грубишь, язвишь, хлопаешь дверью и др. – это поступки, конкретные примеры поведения.

3. Будьте определенными.
Люди действуют, основываясь на ожиданиях о том, произойдет с ними в будущем. Будь то избегание боли или достижение удовольствия – это все определяется ожиданиями. Ваш ребенок должен знать – и знать определенно! – какую реакцию на свои действия ждать от вас.
Мы используем заранее определенные семейные правила и поведенческие ожидания для повышения этой определенности. Детям нужно знать правила. Им необходимо понимать, чего ожидать, когда они следуют правилам и когда нарушают их.

4. Будьте последовательны.
Последовательность тесно связана с определенностью, это — ее (и ваш) верный товарищ в каждодневной борьбе за то, чтобы ребенок вырос счастливым и здоровым. Сложно развить в нем чувство уверенности, если вы не будете последовательно придерживаться установленных в вашей семье.
Например, если нытье и постоянные жалобы считаются непозволительными сегодня, то так должно быть и завтра. Если же вы готовы поменять ваше поведение, ваши реакции, лишь бы сделать так, чтобы плач прекратился, то, по сути, вы приучаете ребенка к мысли: это – нормально! Неприемлемое, неподобающее поведение не должно обеспечивать ребенку того, чего он пытается этим добиться. Даже слабой надежды на то, что это может сработать, достаточно, чтобы ребенок начал пытаться снова и снова. Лучше, если он будет точно знать, чего ждать от вас – сегодня и всегда.
Это может быть тяжело для вас. Это может быть неприятно. Но, в конце концов, такая линия поведения идет на пользу ребенку.

5. Будьте здесь и сейчас.
Действуйте сразу. Когда ваши дети делают что-то, заслуживающее награды или наказания – реагируйте здесь и сейчас. Когда их действия и поступки нуждаются, по вашему мнению, в корректировке – делайте это здесь и сейчас. Отложенные во времени реакции, последствия крайне слабо влияют на поведение.
Чтобы проиллюстрировать это, давайте посмотрим на наше – взрослое – поведение. Мне нравится тортики. Поедание тортиков вызывает два вида последствий: немедленные положительные (наслаждение потрясающим вкусом) и будущие отрицательные (возможные проблемы с уровнем сахара, избытком калорий, весом и давлением). Когда я вижу тортик, сложно сопротивляться искушению, ведь очевидные положительные последствия перевешивают отложенные отрицательные.
Кстати, определение и восприятие «немедленного» может меняться в зависимости от возраста. Например, 10-летний подросток может понимать и откликаться на наказание за проступок, совершенный 15 минут назад. В случае же с 4-летним малышом нужно реагировать сразу, не сходя с места – для него 15 минут все равно, что вечность.

***
От автора: Итак, вот 5 простых принципов, позволяющих учесть широчайший спектр жизненных ситуаций. Конечно, я сам могу вспомнить много примеров, когда поступал не в соответствии с ними. Тем не менее, я предлагаю их и надеюсь, что они помогут нам стать лучшими родителями. Возможно, эти идеи (для кого-то – новые, для кого-то – нет), помогут нам придерживаться правильного курса в воспитании наших детей.

Перевод и адаптация статьи Guy Harris «The 5 B’s of Successful Parenting» (http://www.brainy-child.com).